К. Гражуолис
АЗБУКА ЭРОТИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ или Ироническое пособие для начинающих фотографов и моделей
Всё в мире построено на стереотипах. В том числе и отношение к эротической фотографии (ЭФ). Возьмем для примера чехов. Каждому чеху, видно, мама с папой сказали, а тем бабушка с дедушкой, что тот, кто ходит смотреть на выставках голых теток - большого ума человек, и понеслось. В Варшаве самая большая толчея в книжных магазинах, в Праге - в фототоварах. Такие уж тут порядки. Не хочешь показаться умственно отсталым - снимай ню или хотя бы запишись в нудисты. Чех думает про ЭТО всегда и везде. Как-то зимой напротив крематория Мотол в Праге я видел прелестнейший транспарант: "Что за Рождество без секса!". Когда все нетрезвое человечество встречало миллениум, чехи отмечали столетие чешской эротической фотографии. И не где-нибудь, а в Пражском Граде, в президентском дворце. "Роль акта в чешской культуре" - чувствуете настрой? Посещение эротической фотовыставки для чеха сродни священнодействию. Остановится у каждой картинки, запишет что-то в блокнот и плывет дальше, торжественный как ледокол "Ленин".
Перенесемся в российскую глубинку, к примеру, в поселок городского типа Санкт-Петербург. Судя по карте почти Прибалтика, глядя на лица - район Закавказья, но и на оккупированной территории люди тянутся к свету. Во всяком случае по числу порносайтов (туда же отношу и брачные) с Питером соперничать может только Украина. Что думают о ЭФ в городе на Неве дети перестройки, поколение пепси? Да то же, что и по всей России: исключительно про разведение мостов. Иногда разве что уродится какой мутант, в детстве краем глаза видевший что-то из Бинде или Дихавичуса, и давай клепать высокое-вечное. Размажет моделька пухлую щеку об дерево - это духовность, подставит ладошки под солнышко на закате - это невинность, уставится в столбняке на горящую свечку - это потаённое знание. Так и живем.
А ведь как хорошо все начиналось! Первые выставки, первая "Мисс Фото Эротика" в Риге, публика с вытаращенными глазами капает слюной на паркет, первая на русском языке эротическая газета из Таллинна, забывавшая платить авторам гонорары. Что не говори, а вспомнить и то приятно! Бывало и выставка не успеет открыться, а уже вечером тебе звонок в дверь. Стоит на лестнице тормозной бедолага: "Хочу познакомиться с вашей моделью с целью вступления в брак!". Теперь разве такое услышишь?
Как бы в то время не встречали приход всей этой саксаульной икебаны на одну шестую часть суши, кто сюсюканьем, кто тихим добрым словом, все это было крайне наивно и опрометчиво. Жизнь просто брала свое. А власть предержащие реагировали на это по разному. Если верить ТV, то после крушения СССР в Новосибирске эротические журналы можно было купить лишь по предъявлению справки о половой слабости, а Владивостокская администрация всерьез рассматривала вопрос а не поправить ли городской бюджет за счет размещения на улицах города б/у-шных автоматических минетных кабинок из Японии. Учитывая, что электричество в Приморье подавалось на три часа в сутки, можно представить какие там были бы очереди.
Не избежали соблазна прибавить себе таким образом популярности люди, достаточно известные. Однако журнальные фото заголившихся знаменитостей лишь подтвердили известное правило о том, что появление в кадре обнаженного человека вовсе не означает, что снимок имеет отношение к эротике. Унылые телеса и обвисшие крупы многих звезд нашей эстрады вполне сгодились бы для распугивания американской морской пехоты, когда та попрёт на Багдад, но снимать их для эротических изданий было б гуманно лишь со спины и в полной темноте. Иначе в мужской аудитории может возникнуть желание сменить сексуальную ориентацию или купить козу.
Но главный итог таков - чудо не состоялось. Идеалисты от фотоэротики, предвещавшие себе с приходом горбачевских свобод творческий прорыв и новое духовное откровение, прокололись, как Блаватская со своими пророчествами. Ничего, хотя бы отдаленно сопоставимого с таким явлением как прибалтийская актовая фотография 70-х годов, не появилось. Мы получили лишь несколько очень толковых ремесленников и - на другой стороне весов - огромную помойную яму порно.
Все это и определило тональность данного текста. Я не научу вас снимать. Я просто поясняю расклад.
Сpазу условимся, что эти заметки предназначены для начинающих фотографов и фотомоделей, так сказать, для неофитов от фотоэpотики, в чьём распоряжении лишь пластмассовая "мыльница" или дряхлый "Зенит" да старая дедова вспыха. Эстетствующим джентльменам, почитающим себя за живых классиков этого жанpа, остается лишь соглашаться или не соглашаться со мной.
Особая популярность эротической фотографии среди фотолюбителей на постсоветском пространстве, вероятно, связана с тем, что для наших мужчин раздеть женщину всегда было намного проще, чем прилично ее одеть. Однако, уговаривая потенциальную модель на съемку, нужно, разумеется, говорить о том, что искусство требует лаконичности изложения, о том, что линия обнаженного тела намного точнее неуправляемых и бесчисленных складок одежды. Тут можно прибавить, что стиль одежды всегда несет в себе отпечаток сиюминутности, ведь мода приходит и уходит, а совершенная женская красота вечна. Если не смогли запомнить с первого раза, запишите себе на бумажку.
Примем за аксиому, что в природе существует лишь две категории потенциальных моделей: девушки, которые любят умные разговоры, и девушки, которые любят веселую компанию. От этого и будем отталкиваться.
Для общения с девушками первой категории достаточно выучить наизусть несколько домашних заготовок, примеры которых приводятся ниже:
Область ЭФ - это пpежде всего миp чувств. Задача автора pазбудить эмоции. Чтобы пеpедать свое настpоение зpителю, фотогpаф и модель впpаве использовать все доступные им выpазительные сpедства, но с чувством меpы, c тактом, не пpенебpегая ни достоинством самой модели, ни эстетическим чувством зpителя. Увы, в силу внутpенней закомплексованности, зачастую агpессивного пpедубежденья или пpенебpеженья зpитель, как пpавило, готов смотpеть, но не видеть, судить, но не pассуждать. Даже хоpошего вкуса еще не достаточно, чтобы вынести заключение о снимке, ибо он, как книга, как магическое заклинание, полон своих символов и взаимосвязей. Снимок нужно не только веpно написать, но и веpно пpочесть.
С этого места, предварительно освежив бокалы, можно начинать накручивать. Выбирайте абзац на свое усмотрение:
Любое эротическое изображение так же читаемо для грамотного психоаналитика, как и линии руки для опытного хироманта. В одних случаях скрытое содержание ЭФ может быть спрятано достаточно глубоко, и разгадка потребует конкретных знаний предмета и анализа связей. Звучит напыщенно, но полезно вспомнить такую важную в методологическом отношении мысль, что, по сути, мы видим лишь следствия, а не причины любого явления. Сюжеты ЭФ не является исключением.
Значительная часть символов имеет магическое, религиозное или мифологическое начало. Так, например, намозоливший всем глаза образ одинокого дерева напрямую завязан на одну из наиболее универсальных мифологем Мирового Древа, воплощающей архаический космос. Присутствие гребней и каких-либо украшений из слоновой кости намекает на какую-то ложь, какой-то скрытый обман. Неслучайно в древнегреческой мифологии ворота преисподней, через которые вылетают сны-обманщики, сделаны из слоновой кости. Сны вещие выскальзывают наружу через роговые ворота.
Споры о том, как следует изображать обнаженное человеческое тело, ведут свои родословную, по-видимому, от Адама, так как до сих пор не решен вопрос: как же его рисовать, с пупком или без? Нагота младенца Христа в картинах эпохи Возрождения подчеркивала его человеческое происхождение помимо Божественного.
Бижутерия и ежедневный макияж при ближайшем рассмотрении оказываются рудиментами магии, а функционально - системой защиты и нападения. Таково же их назначение и сегодня, т.е. это способ обернуть ситуацию в свою пользу. Традиционно грим и правильный подбор драгоценностей использовались для того, чтобы увеличить свою психическую энергию и защитить себя от вредного чужого воздействия, в бытовом обиходе - сглаза. То есть эстетическая сторона применения косметики и украшений не была первична.
Обратите внимание, что любой заумный текст следует произносить предельно многозначительно и - что еще важнее - исключительно в малых дозах. Если вы вздумаете процитировать девушке не один, а два из вышеприведенных примеров зубозаговаривания, то результат может быть обратным желаемому. Лучше вовремя остановиться, произнести искрометный тост и полностью переключиться на шутки-прибаутки. Можете не беспокоиться, девушка уже знает какая вы серьезная творческая натура. Теперь вам нужно ее развеселить. Пяток-другой новых анекдотов и тостов скачайте из сети непосредственно перед свиданием.
Переходим к съемочному процессу.
Для эротической фотосъемки помимо модели вам скорее всего понадобится и фотокамера. Если вы снимаете для себя, то, положа руку на сердце, не все равно ли вам чем снимать? Лишь бы нравилось. Единственное, чего мы хотим от камеры, это надежная pабота механизмов и гаpантиpованная сохpанность поверхности пленки пpи тpанспоpтиpовке ленты. Последнее особенно важно для малофоpматных камеp, так как цаpапина на узком негативе способна загубить самый pоскошный кадp. Какой-либо специальной, предназначенной исключительно для эротической фотографии аппаратуры не существует. В ЭФ, как и в любом дpугом жанpе, фотогpафиpует человек, а не камеpа, и успех снимка - это pезультат вдохновения, фантазии и пpофессионализма его автоpов, фотогpафа и модели.
Другой разговор, что камеры бывают лучше и хуже. Кроме того при выборе фотоаппаратуры иногда полезно учитывать, какое впечатление она производит на тех, с кем вы работаете. Ведь дураков на свете немерянно. Те, кто подрабатывает по редакциям, наверняка, с ходу смогут назвать пару-тройку партайгеноссе, которым надо обязательно говорить, что ты снимаешь на "Nikon", и еще столько же тех, кому надо грузить, что ты работаешь исключительно с "Canon". Хозяйка одного агентства как-то усердно пыталась меня умыть при народе, тарахтя, что я не профессиональный фотограф, потому что у меня маленький объектив. А вот ее знакомый был профессиональный фотограф, потому что у него был такой большо-о-ой объектив. Это был тот классический случай, когда женщине бессмысленно говорить, что она дура. Она все равно бы не поверила. Однако вне сомнения порой приходится учитывать и этот фактор. После появления у людей денег и тем более при работе под заказ стало банальным явлением то, что главным критерием квалификации фотографа служит то впечатление, которое производит его оборудование на окружающих.
Но задвиги задвигами, а в хорошей компании надо снимать такой камерой, которая удобна вам и которая не портит картинку.
Cpeднефоpматная камеpа идеальна для постановочной съемки. Негатив 6х6, а тем более 6х9, гоpаздо выpазительнее пеpедает пластичность человеческого тела, цветовые оттенки и детали снимка. Вместе с тем малофоpматные камеpы более удобны пpи съемке движения, для быстpой и частой смены pакуpса.
Гоpаздо важнее в pаботе не маpка вашего фотоаппаpата, а возможности его объектива. Именно объектив пеpеpисовывает на светочувствительный слой из pеального миpа каpтину пpидуманную вашим вообpажением. Поэтому, как и кисть художника, объектив должен pисовать, а не мазать.
Меняя объективы, ваpьиpуя фокусным pасстоянием, мы можем упpавлять изобpажением, делать его более конкpетным или более pомантически неопpеделенным, изменять величину пpедметов, попpавлять пpопоpции самой модели.
Так, напpимеp, всем известно, что шиpокоугольные объективы обладают свойством увеличивать, вытягивать пpедметы пеpеднего плана, поэтому, снимая с нижней точки, мы можем сделать ноги модели более стpойными, а если у девушки маленькая, неpазвитая гpудь, то можно пpидать ей на снимке более окpуглую фоpму. В этом случае камеpа пpи съемке должна находиться на уpовне гpуди.
Объективы с большим фокусным расстоянием помогут смягчить диспpопоpции в том случае, если у девушки хрупкого телосложения непомерно выдающийся бюст. Кpоме того такие объективы передают второстепенные детали и предметы заднего плана более неопределенно, размыто, а при широко раскрытой диафрагме и вовсе уводят в туман или мозаику. Это отличный способ избавиться на картинке от малопривлекательной обстановки, но будьте осторожнее. Чем больше раскрыта диафрагма, тем труднее добиться резкости в нужном участке кадра. Зачастую коммерческие сайты, покупающие серии любительских снимков, настаивают на том, чтобы съемка выполнялась 135-милиметровым объективом, так как его угол обзора соответствует углу обзора человеческого глаза.
Возможности цифровых камер в этом тексте не обсуждаются, так как пришлось бы обновлять информацию чуть ли не ежемесячно. Но специально для девушек приоткрою один секрет. Если вам говорят, что снимают вас только для себя, только ради удовольствия, а съемка выполняется цифровой камерой, то у вас есть все шансы вскоре увидеть себя в сети. Даже если человек и не зарабатывает таким образом, то перед соблазном переслать картинку другу или похвастаться на каком-нибудь фотофоруме удачным снимком мало кто устоит.
Второе, что вам потребуется для счастья в личной жизни, это модель.
Как верно подметила одна заморская лесбиянка, нет ничего лучше хорошей бабы. Да только где ж ее взять? Вот и подбор моделей зачастую больше говорит не о личном вкусе автора, а скорее о его характере и целеустремленности, т.к. многие, возможно, не доверяя своему красноречию или уже не надеясь на свое скромное мужское обаяние, сдаются заранее, отказываются от активных поисков и, в конце концов, идут по пути наименьшего сопротивления. Неважно, что у дамы брюхо гармошкой, а вместо груди две кожных складочки полощутся на ветру, главное, что подписалась! По молодости это, может, и извинительно: все-таки юношеские порывы, нетерпение сердца и тому подобное. Но как писал один из основателей первого российского общества культуристов Антон Павлович Чехов, в человеке все должно быть прекрасно. То бишь правильные ботинки, правильная мобила и тем более правильная женщина.
Результаты съемок, организованных кабы как, скорее всего будут плачевны, так как оказывается не достаточно просто подбить девчонку на грех, но и важно, чтобы модель худо-бедно, но все-таки вас вдохновляла. Поступайте так, как должен вести себя нормальный мужчина, знающий себе цену, по прибытию к месту отдыха. Не важно, в ночной клуб или в санаторий на урологическое отделение. Пусть ты самый паршивый и гнусный мужичонка без денег и передних зубов, выбирай всегда самую классную женщину из всех присутствующих. Пусть даже ничего не перепадёт, но зато потом не придется отплёвываться.
И еще одно. Чем субъективнее будет ваш выбор, чем больше вы будете полагаться на собственные пристрастия, на свой идеал красоты, тем неожиданней и интересней могут быть результаты. (Я же последнее время общаюсь только с девушками за метр восемьдесят, так как доктор мне не велел наклоняться...)
И все же даже самое идеальное телосложение и исключительные внешние данные модели не могут обеспечить успех сами по себе. Нет смысла скрывать, что обычно подлинным автором удачного снимка можно считать только одну сторону: или девушка спасает своим обаянием и энтузиазмом тормозного фотографа, или - в большинстве случаев - фотограф рискует надорвать пупок, выжимая хотя бы подобие каких-то эмоций из аморфной красавицы. Ведь превосходные внешние данные модели не всегда сопровождаются мозговой активностью. Говоря предельно деликатно: необходимы психологические предпосылки для совместного творчества. Во-первых, это настроение, кураж. С этим, как правило нет проблем, если съемка происходит экспромтом, а не по предварительной договоренности. Если же кто-то, модель или фотограф, приходит на заранее согласованную съемку расстроенный, измученный или явно не в духе, то интересной работы, оригинальных свежих идей, да и просто естественной мимики ждать не приходится, и лучше перенести съемку на другой день или хотя бы включить музыку, попить кофейку и дать человеку выговориться.
Если съемка длительная, то нельзя морить девушку голодом. Когда после пары часов работы с голодухи у модели начнет бурчать в животе, то, разумеется, она станет стесняться и уйдет в зажим. А вам это надо? Хорошую модель нужно хорошо кормить и хорошо поить. Она этого заслуживает. Многие скажут, что алкоголь во время работы это кощунство, но поставьте себя на место модели. Бедная девочка скачет голышом перед камерой часами, пока комфортно утеплившийся фотограф изобретает всё новые сюжеты. Даже если съемка происходит в отапливаемом помещении, всё равно присутствуют сквозняки и холодный пол, по которому девочка ходит босыми ногами, поэтому у нее все шансы на завтра отправиться за больничным. Пожалейте девчонок! Не можете согреть душевным теплом, так налейте хоть рюмку водки! Однако и тут следует проявлять бдительность. Некоторые несознательные гражданки уже после первых ста грамм вспыхивают неугасимым румянцем и идут пурпурными пятнами по всему телу.
В конце концов, вовсе неплохо, если фотограф и его модель симпатизируют друг другу и ощущают это взаимное влечение. На мой взгляд, процесс фотосъемки должен в чем-то напоминать хороший коньяк, когда голова ясная, а с каждой рюмкой собеседник становится всё симпатичнее и симпатичнее.
Модель - это не только объект съемки, но и помощник фотографа, в идеале - его соавтор в осуществлении художественного замысла. Мучительно работать с моделью, равнодушной как корова, которая пассивно ждет указаний и также бесцветно, механически их выполняет. Не менее выматывается и активная модель, обладающая фантазией и темпераментом, когда ей случается работать с фотографом, постоянно колеблющимся, не имеющим ни своих идей, ни - зачастую - представления, зачем он, собственно, взялся за ЭФ. А ведь, к примеру, при съемке на природе решения должны приниматься моментально, так как освещение постоянно меняется, лишняя минута на сквозняке грозит модели воспалением легких, в любую минуту из кустов может выскочить необузданный пенсионер, и, наконец, добрые ребята - комары с удовольствием надругаются над вашей девушкой.
За прошедшие годы с момента легализации ЭФ в бывшей сверхдержаве ситуация с отловом моделей на улице изменилась до неузнаваемости. Теперь даже хромая кляча и та утверждает, что она модель, и надеяться на то, что вам удастся очаровать перспективную незнакомку прямым предложением "пойдем, хорошо будет!", трактуя его фотографически, нелепо. Женщины - существа жестокие, их нравственные установки вполне соответствуют законам рыночной экономики: "Не можешь понравиться, плати!".
Поэтому при первом знакомстве за общими фразами имеет смысл упомянуть о вашем фотоувлечении как бы вскользь. Девушка сама должна заглотить приманку. Скорее всего она скажет какую-нибудь ничего не значащую фразу типа "а я сто лет не снималась" или "а я никогда хорошо не получаюсь". Тогда как бы из снисхождения вы небрежным тоном можете предложить "как-нибудь что-нибудь сделать".
Охмурять девушку, находящуюся на трудовом посту, особенно под пристальным оком начальства - занятье не лучшее. Хоть я и сам не могу спать один (боюсь темноты), но как католик берусь утверждать, что знакомиться, к примеру, с официантками или продавщицами вовсе недопустимо, потому что их цепляют только от безвыходности, а отчаяние это смертный грех.
Прекрасно, если вы можете познакомить девушку с какими-то своими работами. Показывайте только хорошее и только свое. Нет ничего утомительнее, чем слушать пояснения фотографа, почему тут не вышло, а тут не получилось. Карточка сама говорит за вас и гораздо больше, чем вы думаете. Наблюдайте реакцию собеседницы. Это поможет угадать характер, найти тему, способную заинтересовать вашу потенциальную модель. Со временем вы обнаружите, что, вообщем-то, все люди похожи, существует лишь несколько типажей, и природа только переставляет кубики: глаза, нос, уши, голеностопный сустав... С опытом придет и умение угадывать в толпе гадюк и вовремя отскакивать в сторону.
Был бы рад, если б какая девушка, имеющая реальный опыт эротических съемок, написала своего рода пособие по технике безопасности для начинающих фотомоделей. Охотно допускаю, что где-то в стране еще сохранились оазисы невинности, где все не так, а иначе. Мы же живем едва ли не по заветам маршала Чуйкова из памятки бойцам Сталинграда:"...ходите везде по двое, ты и граната. В дом входите по очереди, сначала она, потом ты...". Каждый день в новостях мы видим подтверждение тому, что нельзя доверять ни хорошему костюму, ни милой улыбке, ни журналистскому удостоверению.
Ни для кого не секрет, что большинство предложений съемок в мягкой эротике на деле оказываются откровенным порно. Не стоит ожидать "незабываемых встреч с искусством" и при общении с ребятами, именующими себя профессиональными фотографами после пары публикацией в районной прессе. Толковый, имеющий имя фотограф не станет гоняться за девушками на улице. Он знает все городские модельные агентства и привык работать со знающими специфику работы моделями. Число чудил, ищущих девушек для халявной эротической съемки в общественном транспорте, по сравнению с годами перестройки упало в сотни раз, однако они не вывелись. Зато теперь появилась новая порода прохиндеев от фотографии, убежденных, что главное не в том, чтобы раздеть женщину, а в том, чтобы получить с нее за это деньги.
Если помните, то еще Мопассан в "Воскресных прогулках парижского буржуа" писал приблизительно следующее: в прежние времена люди, не пригодные ни к какому ремеслу, шли в фотографы, а теперь идут в депутаты. Врядли какой фотограф скажет доброе слово о своих коллегах, и, конечно же, я отчасти утрирую, но большинство фотографов, зарабатывающих на хлеб эротикой, это душные по жизни, капризные и гадкие дети. Я приветствую здоровую мужскую потребность, пусть даже подвыпившего фотолюбителя, оголить женскую грудь, но сомневаюсь в полноценности тех, кто превратил это в образ жизни. Фотограф как педикюрша должен приходить только по вызову. Позволять ему САМОВОЛЬНО вторгаться в вашу жизнь и чудить за ваш счет - глупость с катастрофическими последствиями.
Как поет Вадим Степанцов: "...Феличита, если с тобой рядом девушка голая очень крута...". И с этим трудно не согласиться.
Мне нравятся женщины. Особенно породистые и дорогие. Возможно, с этим у нас сейчас проблемы, но зато теперь стало гораздо проще быть счастливым. Глянешь в метро на какую-нибудь случайную попутчицу, и на душе птички поют. "Слава Богу,"- думаешь, -"что у меня с ней ничего не было!". Но сейчас не об этом...
Любой фотограф от фотоэротики, когда-либо публиковавший свои работы или регулярно участвовавший в выставках, имел возможность убедиться в том, что снимки обнаженной натуры обладают фантастической способностью к перемещениям помимо воли автора. Далеко не все организаторы выставок находят нужным возвращать фотографии авторам, и их дальнейшая судьба как правило неизвестна. Не прошедшие редакционное сито снимки с равным успехом могут отправиться либо в ведро, либо остаться кому-то на память. Однажды мне уже довелось узреть мой личный выставочный экземпляр на стене массажного кабинета. В Кишиневе видел рекламу водительских курсов с торсом любимой женщины, вклеенной в какой-то западный автомобиль. Натыкаться на свои снимки приходилось в самых неожиданных изданиях, о существовании которых я прежде и не догадывался, и не всегда за моим авторством. Однако это еще игрушки. Хуже, когда в редакции вдруг - и это их право - вспоминают про какой-то снимок, пропылившийся в столе не один год, и пускают его в номер. К этому моменту изображенная на снимке модель успевает выйти замуж, обзавестись детьми, устроиться в приличную фирму, остепениться - и тут привет из веселой юности! Оправдаться будет практически невозможно. И кто после этого первым должен попасться под руку? Не зря профзаболеваниями фотографов от эротики считают триппер и асфальтную болезнь.
Фотографу всегда следует придерживаться определенных правил. Во-первых, никогда не работать с откровенно неумными и психически неуравновешенными моделями (организаторы конкурсов красоты, работники брачных агентств и т.п. знают, как бодро откликаются на любую рекламу лица с психическими отклонениями и как трудно от них избавиться). Второе, как огня бояться несовершеннолетних, так как их пионерский задор не предсказуем. Кроме того договора, подписанные их родителями, в России не более чем бумажка. В-третьих, продавая снимок в редакцию, приводите с собой модель, пусть распишется в договоре. Всегда будьте готовы к тому, что в любую минуту женщина может заверещать: "Ой, совсем забыла! Я же завтра за милиционера замуж выхожу!", и готовые, классные, этими ручками отпечатанные снимочки придется отправить совсем в иное место. Вы слышите шум бегущей воды?
Для девушки в ЭФ необычайно важен опыт первой съемки. Ведь, если сделанные фотографии разочаруют ее, то вряд ли она когда-либо согласится позировать еще раз и, возможно, навсегда сохранит в себе этот привкус разочарования как новый комплекс. Не менее важно, как поведет себя фотограф во время работы, насколько он будет тактичен, сумеет ли заинтересовать модель своим творчеством, как верно построит свою работу.
Хотя сам кадр обычно строится на импровизации, исходя из особенностей характера и телосложения модели, все остальное (место съемки, аппаратура, свет) готовится заранее. Бесконечные перестановки и перезарядки, просто неуверенный тон фотографа быстро утомляют модель.
Место для съемки должно отвечать самому главному требованию - никаких посторонних зрителей, никаких незваных гостей. Модель должна быть уверена, что любые неприятности исключены. Ведь и без того первое время она чувствует себя не уютно в этой новой для себя роли, поэтому любое третье лицо будет только напоминать ей о своей наготе и, конечно же, будет сковывать. Немыслимо сразу требовать от неопытной модели пластичных движений, вдохновенной игры - необходимо помочь девушке освоиться. Хорошим помощником в этом фотографу всегда были музыка и зеркало. Спешка и суета, напротив, не помогли никому. Девушке необходимо иметь возможность спокойно поправить прическу, косметику, подождать, пока на коже пройдут следы от тесной одежды.
Съёмку можно начать с портрета, постепенно переходя к полному акту, это облегчит адаптацию модели. Снимайте много и не забывайте хвалить. Пусть первую катушку скорее всего придется выкинуть в мусор, зато модель быстрее войдет во вкус, сработает желание нравиться, и в ней проснется актриса.
Когда девушка чувствует себя неуверенно, не знает куда деть руки, как поставить ноги, постарайтесь найти для нее естественное по съемочному сюжету занятие. Хорошо снимает мондраж расчесывание волос у зеркала, плетение венка на лугу среди коровок и т.п. Выглядит по-дурацки, но, действительно, отвлекает от присутствия камеры.
Инициативной девушке можно дать творческое задание. Например, если съемка происходит дома в глухой ночи, предложите ей оставить свой автограф в воздухе зажженным фонариком, зажигалкой или бенгальскими огнями. Чтобы надпись сохранилась на фотопленке целиком, делается следующее: установите на камере ручную выдержку, т.е. объектив будет открыт до тех пор, пока пишется текст. Вспышку, если это возможно, направьте в потолок. Закрепите камеру на штативе или найдите устойчивое положение для рук, чтобы не размазать кадр. Затем погасите свет в комнате и дайте команду "старт", одновременно нажав спусковую кнопку. Встроенная в камеру вспышка сработает сразу, но вы отпустите кнопку только после того, как надпись будет завершена. Если же аппарат закреплен на штативе и вы можете управлять вспышкой вручную, то дайте разряд на последней букве. Штатив штука полезная и дает немало возможностей для подобного рода безобразий, особенно если ваш фотоаппарат позволяет снимать на один кадр несколько раз. Тогда, к примеру, заслонив левую половину объектива любой картонкой и посадив вашу подружку на правую половину постели, вы делаете первый кадр. Потом, не перематывая пленку, закройте правую половину объектива, пересадите девушку влево и снимайте еще раз на тот же самый кадр. В итоге вы будете иметь на карточке документальное подтверждение того, что этой ночью вы были с двойняшками. Если подобным же образом снимать, закрывая то нижнюю, то верхнюю половину объектива, то можно раскидать ноги и торс вашей девушки по разным углам комнаты. Дурное дело не хитрое.
Для многих девушек важно остаться на снимке неузнанной. Самый простой способ сохранить анонимность после накладной бороды и усов - это различные виды силуэтной съемки, съемка со спины или съемка торса. Однако спрятать лицо - не обязательное условие анонимного акта. Необычное освещение и тени легко делают героиню снимка уже не документально обозначенным лицом, а скорее символом, обладающим определенной мерой условности. Можно всего лишь надвинуть на глаза шляпу, сделать не характерный грим, можно воспользоваться "туманными" фильтрами или чуть смазать изображение на длительной выдержке. В любом из этих вариантов всегда можно получить интересное и выразительное решение.
Ошибки в композиции, ошибки в постановке и ошибки в освещении - вот три кита неудач начинающего автора. Не будем говорить о неестественных, вычурных позах, в какие многие фотолюбители ставят свои модели, и о слишком часто мелькающих на тех же снимках мужских шляпах, очках, о рюмках и сигаретах.
Первое, чего следует избегать в ЭФ, это чрезмерной конкретности, документальности изображения. Зрителя, обладающего культурой видения, интересуют не паспортные данные изображенного человека, не где и чем был он занят в момент съемки, а отношение фотографа и характер его высказывания об этом человеке и этой минуте его жизни.
Внимание зрителя рассеивается, отвлекается от основной темы в тех случаях, когда снимок перегружен второстепенными деталями. Часто новички стараются поместить в кадр какой-то оригинальный на их взгляд или модный на сегодняшний день предмет, который сразу притягивает к себе внимание зрителей, нарушая художественный замысел и лишая снимок и настроения, и условности. Чтобы отучить себя от излишних симпатий к безделушкам и натужно "богатым" интерьерам, полезно больше работать без заднего плана, пользуясь, например, только черным или белым фоном. Это даст вам умение в лаконичной форме, только за счет пластики человеческого тела создавать яркие, выразительные образы, не привлекая посторонние детали.
Ограничьте пространство снимка только предметами, важными в смысловом отношении. Банальный пример: мысленно представьте один и тот же фотосюжет сначала на фоне окна, а потом при задернутых шторах и сравните эффект. Если вид окна уже сам по себе несет определенный образ: ожидание, надежда, разлука и т.д., то задернутые портьеры выглядят неуклюже, как напрасная попытка добиться ровного фона.
Если у вас есть возможность чуть ли не каждый день фотографировать новую модель, а финансы не позволяют обновлять реквизит с той же частотой, и однообразие обстановки в кадре вас угнетает, то можно поступить следующим образом. А именно приобрести нечто, пусть не шибко дешевое, но способное служить в работе как и опорой для модели, так и предметом заднего плана, при этом обязательно обладающее свойством трансформации. Звучит мудрёно, но на самом деле таких вещей довольно много. Например, кресла-мешки, набитые пенопластовыми шариками и способные принимать любую форму, или современные стремянки, из которых можно выкладывать, наверное, даже буквы. Если они не хромированные и симпатично сделаны, то они не будут отвлекать внимание зрителей от модели. На них можно сидеть, лежать, даже висеть вниз головой. В работе с таким реквизитом есть определенный шик, так как это тот вариант, когда на пустом фоне всего с одним и тем же предметом в кадре можно часами фотографировать одну и ту же модель и не повториться. И всё только за счет манипулирования с формой.
Иногда, порой просто из прихоти, а порой с целью установить некую связь между снимками, фотографы оставляют в кадре своего рода автограф - какой-то малоприметный, но легко идентифицируемый предмет. К примеру, до семнадцатого года я вместо подписи использовал свои карманные часы с цепочкой, так как они, во-первых, не бросались в глаза, и, во-вторых, естественно смотрелись и в студии, и на природе. Их можно было повесить девушке на шею как украшение, свесить с руки, варьируя длиной цепи, или просто пристроить где-нибудь на гвоздике на заднем плане.
На снимке между фотомоделью и окружающей ее средой всегда существуют вполне определенные отношения, и важно научиться использовать их как еще один выразительный метод: окружение модели или должно подтверждать предложенный ей художественный образ, или, контрастируя с ним, обязано его усиливать. Так, например, серьезной ошибкой будет навязывать модели не свойственной ей образ. Потенциальная круглолицая простушка не в силах при всем желании достоверно изобразить леди-вамп. Одни и те же приемы, выигрышные в работе с одной моделью, но использованные в работе с девушкой другого типа, могут выглядеть жалкой пародией.
Работа в акте требует от фотографа и модели колоссального внимания, потому что любая мелкая и, казалось бы, незначительная ошибка в постановке тела непоправимо испортят впечатление от в целом удачно выстроенного снимка. К примеру, скрюченные при неустойчивой позе или от долгого ожидания щелчка пальцы ног даже при самом милом выражении лица превратят вашу модель в подобие ястреба-тетеревятника.
Мимика в ЭФ поддерживает и углубляет выразительность изображения, она может внутренне сблизить зрителя с настроением снимка, а может и вызвать отчуждение, установить дистанцию (кстати, тот же эффект вызывает перенасыщенность цветного снимка холодными, например, синими, тонами). Именно через мимику мы можем вести активный диалог, и лицо безучастное было бы тягостно для восприятия как занудный и вялый собеседник. Также снимая модель фронтально, мы навязываем ей искусственную статичность, которая была бы выгодна только в том случае, если мы хотим подчеркнуть покой и значимость образа. Любой поворот головы, плеч и т.д. существенно оживит изображение, но тут возникает извечная проблема - кожные складки. Если позволить себе забыть об этой постоянной опасности, то неприятности гарантированы. Складки, появляющиеся даже при легком повороте шеи, наиболее сильно заявляют о себе при движении корпуса в областях живота и поясницы. На снимке они выглядят как перечеркивающие тело грубые линии и безнадежно портят снимок. Поэтому, если вы выбрали для своей модели конкретную позу, то образовавшиеся морщины и складки нужно постараться увести в тень, скрыть за каким-то жестом, или просто смените ракурс.
Неудачное боковое освещение может вызвать бросающиеся в глаза тени в области подключичных ямок и вокруг жировых отложений на ягодицах и бедрах. Кроме того выбранная поза не должна быть утомительна для модели, т.к. вздувшиеся вены и напряженные мышцы и сухожилия врядли украсят девушку. Во всех этих случаях следует пользоваться фронтальным рассеянным светом, который хотя и сделает изображение более плоским, но вместе с тем и избавит его от неуместных теней.
Чтобы подчеркнуть форму груди, попросите модель прогнуться, отвести плечи и чуть втянуть живот, но не чрезмерно. Иначе под кожей отчетливо проступит реберная дуга. А чтобы придать изображению больший эротический заряд, перед самым щелчком к вялому "молчащему" соску стоит приложить немного льда или хотя бы немного его потереть для того, чтобы он напрягся и принял более выразительную форму. Здесь у каждого есть свой способ. Секс-шопы, к примеру, предлагают всякого рода гели и кремы, продлевающие оргазм и якобы способные раздуть соски до размеров куриного яйца. Должно быть, красота нечеловеческая, и, если вам это надо, учтите следующий момент. Все эти штучки работают за счет увеличения циркуляции крови. Чем тоньше кожа или слизистая на том месте, куда попадает крем, тем интенсивнее будет покраснение. Отсюда практический совет - такой крем или гель модель не должна наносить сама, так как, если потом той же ручкой с остатками крема девушка, к примеру, надумает почесать нос, то он через пару минут станет сизого цвета как у завзятого алкоголика и останется таким на несколько часов.
Больше всего хлопот фотографу доставляют вялые, висящие груди или слишком маленькие, почти плоские. В первом случае приходится долго подбирать спасительную для снимка позу, а иногда и просто частично прятать грудь Мало надежды, что ваша дебютирующая модель будет обладать одновременно и хорошей грудью, и красивыми ногами, подтянутым животом, лебединой шеей, выразительным лицом и не бултыхающимся при передвижении задом. В этом нет причины для разочарования. Просто акцентируйте внимание на лучших местах. К примеру, если у девушки ножки тонкие как спички ("зажигательные ножки" как когда-то шутили в братской ГДР), то зачем брать их в кадр? Если же грудь оказывается непропорционально велика и к тому же не держит форму, угрожая плюхнуться куда-то под ноги, модели придется незаметно поддержать ее рукой, а фотограф должен постараться избежать невыгодных в этой ситуации глубоких теней.
Напротив, жесткое, дающее глубокие тени освещение может быть единственной панацеей при работе с девушками с маленькой неприметной грудью. Подобную модель не рекомендуется снимать длиннофокусным объективом, так как он стремится сделать изображение более плоским. Кроме того девушек этого типа не стоит фотографировать лежащими на спине, так как в этом положении их несостоявшиеся формы начисто уходят в небытие.
Ошибки в съемке конечностей часто связаны с тем, что рука или нога оказываются под таким углом в направлении камеры, что на изображении выглядят укороченными или просто обрубками из-за неверного кадрирования (известный термин "рубленная лапша"). Всем известно, что подчеркнуть стройность ног можно установив более низкое положение фотокамеры или попросив модель вытянуть ступню, тем самым продлив линию ноги. Но в тесном помещении следовать этому правилу нужно с оглядкой. Ведь если точка съемки расположена слишком близко к модели или у вашей камеры широкоугольный объектив, то изящная ножка вашей подруги на снимке может оказаться соизмерима с шириной дивана. "Есть такие ножки как два мешка картошки,"- утверждает народная молва. Если говорить о выставочных работах, то однозначно неблагоприятное впечатление на зрителя производит вид несомкнутых при фронтальном изображении бедер, а также равномерная нагрузка на обе ноги как слишком неживая поза. Но можно или нельзя снимать барышню с разведенными ногами, вырубать или не вырубать гениталии - такой вопрос для частной фотографии не стоит. Открещиваться подчистую - не имеет смысла, так как обычно в домашней любительской ЭФ самые лихие снимки традиционно балансируют на грани дозволенного, чему способствует то обстоятельство, что снимаются они обычно в более легкой и непринужденной обстановке для крайне ограниченного круга зрителей.
Задачи фотографа в работе с освещением связаны в значительной мере с косметическим эффектом. Свет и тени могут и подчеркнуть достоинства модели и скрыть ее недостатки, как уже, например, рассматривалось в работе с бюстом: прямой фронтальный свет лишает изображение объемности, поэтому с его помощью можно смягчить вид непропорционально большой груди или вздувшихся вен и послеродовых растяжек, а придать объем не сформировавшемуся бюсту можно, не только применяя "широкоугольники", но и в большей степени за счет боковых теней.
Однако это крайности, а в обычных условиях требуется мягкий рассеянный свет, и самый простой способ его получить это направить вспышку в потолок. Тогда вы избавитесь от резких теней, и ваша модель не будет выглядеть плоской, словно вырезанной из картона фигурой. Однако эти грубые тени, за которые так стыдят начинающих фотографов, иной раз могут спасти девичью репутацию. Я говорю о конкурсах в интернет. Как правило, каждая приличная фотосерия с правильно поставленным светом, недешевой обстановкой и эффектной моделью вызывает откровенное недоверие среди зрителей, дескать, и картинки это скаченные с буржуйского сайта, и грудь силиконовая, и глаз вставной. Однако, если избавиться от одной из составляющих, а именно от правильного освещения, если ту же девушку в том же месте снимать по-тупому вспышкой в лоб, то возникает реакция абсолютно противоположная. Девушке выражается поддержка и сочувствие, а все нехорошие слова сыплются в адрес фотографа.
Условность термина "ЭФ", искусственно введенного в наш оборот на волне либерализации, очевидна. Непосвященные постоянно путают и метут в одну кучу классическую актовую фотографию, фотопродукцию с элементами эротики и, наконец, порно с его собственной спецификацией. Для акта обязательно присутствие обнаженного или полуобнаженного тела. Не обязательно красивого. Диапазон актовой фотографии намного шире, чем у ЭФ: от восторгов радости и любви до трагедии человека в мире урбанизации и экологических катастроф. В мире эротики изначальна чувственность и не обязательна нагота. Какая-то деталь, бархат кожи, округлость форм, волнующий жест или блеск язычка, слизывающего мороженое, могут обладать куда большим эротическим потенциалом, чем иное полностью обнаженное тело. ЭФ заведомо идеализирует реальность и всегда несет некий элемент провокации, но провокации поэтичной.
Четыре ведущих манеры общения со зрителем, четыре стиля повествования присутствуют в фотографии:
1. я там был, и я это видел,
2. я это видел и видел это так,
3. я это видел, и вот как я это чувствую,
4. я это чувствую, и вот символ моего чувства.
Если первый подход не вносит искажений в реальность и показывает мир таким, как есть, то во всех трех других случаях во главу угла ставится не сам факт, а его художественная интерпретация. Поэтому следует быть готовым к тому, что не обладающий определенной суммой знаний, из-за предвзятости или инертности восприятия зритель может не понять или не захотеть понять язык снимка. Поэтому задача номер один для автора ЭФ - придать снимку свое неповторимое притяжение, суметь заставить зрителя остановить взгляд на своей работе, за счет оригинальности идеи или за счет обаяния модели придать изображению некий магнетизм, реальную силу внушения. А уже потом, чуть приоткрыв некий культурный код, помочь зрителю направить движение его мысли в верное русло. И здесь по сравнению с кино и телевидением у фотографии есть важное преимущество - изображение снимка статично, его можно рассматривать сколь угодно долго. Зритель располагает временем для того, чтобы разгадать предложенный ему шифр.
Совершенно самостоятельны в фотографии возможности Цвета и Времени. Пространственное совмещение героини с окружающей ее обстановкой вовсе не означает и обязательное совпадение во времени. Движение, взгляд, поворот головы слева направо или справа налево - уже могут читаться соответственно как обращение в будущее или в прошлое.
Удивительные загадки могут преподнести зеркальные отражения. Зеркала способны открывать закадровое пространство, нести функцию параллельного времени или альтернативной истории. Строгий повтор, зеркальное удвоение мира часто связывается с темой перехода в небытие или из небытия. Возможна более открытая форма подтекста на уровне аллюзии, как легко узнаваемый намек.
Цвет практически позволяет дирижировать человеческими эмоциями. Синий вызывает отчуждение, преобладание в ЭФ теплых тонов, красного или оранжевого, усиливает возбуждение. Но это не причина снимать девушек исключительно в красной-красной комнате на красном-красном диване в красной-красной шапочке.
Возможно, самым модным издевательством над цветом за последние годы была так называемая "кислота". Модель фотографировали на пленку для слайдов, которую затем проявляли по негативному процессу и уже со столь странно полученного негатива печатали картинки. В результате получали довольно необычную цветовую гамму. Желтый цвет становился канареечным, зеленый изумрудным и т.д.
Особое значение в ЭФ пpидается чистоте кожи, ее цвету. Чpезмеpный загаp и нездоpовая бледность одинаково не благопpиятны. Часто изобpажение пpоигpывает из-за случайно подчеpкнутых моpщин или pаздpажения кожи. Пpименяя контpастные желтые и оpанжевые фильтpы в чеpно-белой фотогpафии, можно высветлить кожу, ослабить загаp, удалить кpасные пятна, заставить облака в небе выглядеть более драматично. Голубой фильтp, напpотив, затемнит бледную кожу. Смягчить моpщинки на лице можно с помощью диффузоpов, фильтpов, пpидающих изобpажению особую pомантическую дымку. Многие фотогpафы для этой цели пpосто натягивают на объектив кусок чеpного капpона или колготки.
В последние годы уже пpочно закpепилась тенденция снимать или начисто выбритых (подмышки, лобок, пах) моделей, или моделей с лобковыми пpическами. Выставлять на обозpение снежных людей давно считается непpиличным. Cоответственно возникает пpоблема кожной pеакции на бpитье и учета индивидуальной чувствительности. Чтобы избавиться от этих забот, полезно просто приобрести хотя бы дешевенький китайский триммер на двух пальчиковых батарейках. Пусть он предназначен для поправки усов и бороды, но и в нашей нелегкой работе он весьма удобен.
Поскольку теперь всё большая часть эротических съемок делается в расчете на web, хочу внести рационализаторское предложение. Обилие модельных конкурсов в сети, большинство из которых предлагает в качестве главного приза большое спасибо, заставило меня задуматься: как, не имея никакого призового фонда (то бишь без денег в кармане), провести в сети фотоконкурс с бесплатным доступом для зрителей и реальной возможностью что-то заработать для КАЖДОЙ из участниц? Ведь сейчас не 90-е годы, и - кот Матроскин меня поддержит - должна быть и девушке с этого хоть какая-то польза. Думается, было бы этически правильно, если б web-мастера добавляли в конкурсные анкеты еще одну графу, куда модель может вписать ссылку на своего спонсора и потихонечку кое-что зарабатывать, имея хотя бы 2-4 цента за клик. Мне кажется, это самое малое, что может сделать владелец сайта для девушек-участниц конкурса. Ведь они доверяют ему свои самые интимные снимки, а не фото на паспорт или на памятник, и именно они обеспечивают посещаемость его ресурса.
Дочитав до конца это бессмертное творение, надеюсь, вы не забудете главное: если речь идет о фотосъемке обнаженных девушек как о веселом времяпровождении, то банкеты, фуршеты и танцы при луне - святое дело. Если же ваша цель - хорошая картинка, то пиво и шашлыки отменяются. Настоящая съемка это тяжелый, выматывающий и модель, и фотографа труд, требующий к тому же серьезных финансовых вложений. Что выбрать - решать вам, и пусть вам понравится.
К. Гражуолис
|