РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Рыночный механизм потребительского рынка представляет сложную систему из:
- объектов рынка (товары, услуги, деньги)
- субъектов рынка (продавцы, покупатели, посредники, органы государственной власти)
- предпринимательской силы
- связей между субъектами (кооперация, конкуренция)
- ценового механизма (механизма формирования потребительских цен и распределения экономических ресурсов)
- средств принятия согласованных решений (переговоры, контракты, сделки, социологические исследования)
- информации о решениях принимаемых на рынке потребителями, производителями, государством)
Объектом рынка являются товары потребительского назначения, для удовлетворения потребностей индивидуумов, семей, коллективов, реализуемые через различные виды торговли. Объектом рынка также являются деньги (в любой форме).
Субъекты рынка - это люди, организации, выступающие в качестве индивидуальных и коллективных субъектов, рыночного хозяйства.
Существуют следующие виды субъектов рынка:
1. Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).
2. Банк - это особая, финансово-кредитная организация, которая на потребительском рынке регулирует движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка.
3. Государство - на потребительском рынке, оно представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют политическую и юридическую власть, в целях осуществления общественных потребностей. Государство является императивным субъектом рынка, его распоряжения обязательны для всех остальных.
4. Предприятие - это экономическая единица, которая: - использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;
- стремится к увеличению прибыли;
- самостоятельно принимает решения;
Наибольшее распространение по формам собственности получили следующие предприятия:
- частные или единоличные предприятия
- коллективные предприятия (общества с ограниченной, или с неограниченной ответственностью)
- корпорации (совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое лицо)
- государственные и муниципальные предприятия
- филиалы и представительства отдельных предприятий
Предпринимательская деятельность (предпринимательство)
- это процесс принятия на себя финансовой, моральной, социальной ответственности
- это процесс создания нового, обладающего ценностью
- это процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым
- предпринимательская деятельность, это деятельность энергичного человека, который владеет полностью или частично какими-либо материальными ценностями, используя их для производства или продажи товаров и услуг (под свою ответственность)
Процесс предпринимательства состоит из четырех стадий:
1. Поиск новой идеи и ее оценка.
2. Составление бизнес-плана.
3. Поиск необходимых ресурсов.
4. Управление созданным предприятием.
Для осуществления предпринимательства необходимы факторы:
- рабочая сила (специалисты, рабочие, служащие)
- материальные ресурсы (сырье, материалы, энергия, готовые товары)
- основные фонды (здания, сооружения, помещения, машины, оборудование, оргтехника необходимая для предпринимательской деятельности)
- информация (сведения, знания, данные, чертежи, проекты, документы необходимые для предпринимательской деятельности)
- различные работы и услуги (строительные, перевозки, погрузка, разгрузка, охрана, связь, консультации)
- денежные ресурсы (имеющиеся денежные средства, займы, кредиты)
Существуют различные виды предпринимательства:
1. Производственное предпринимательство - это если предприниматель, используя факторы производства, сам выпускает товары и услуги.
2. Коммерческое предпринимательство - это когда предприниматель (коммерсант), продает уже готовые товары, которые он сам приобрел. В таком предпринимательстве фактором производства является товар, а прибыль получается за счет продажи по более высокой цене.
3. Финансовое предпринимательство - в этом виде, предметом купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги. Предприниматель продает их покупателю или предоставляет их в кредит. Прибыль за счет процентов взимаемых за кредит.
4. Посредническое предпринимательство - это когда предприниматель ничего не производит и ничего не продает, он выступает в роли посредника, сводит продавца и покупателя товара. Посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон, за это он получает деньги.
5. Страховое предпринимательство - состоит в том, что предприниматель за определенную плату гарантирует клиенту компенсацию возможной потери (имущества, здоровья, жизни ...) в результате непредвиденного действия. Предприниматель, получает от клиента страховой взнос, который возвращает при особых обстоятельствах. Так как вероятность таких обстоятельств невелика, образуется предпринимательский доход.
Предприниматель на рынке способствует решению следующих задач:
- увеличение числа рабочих мест
- внедрение в производство НТП
- способствует разработки и внедрению новых технологий
- способствует созданию новых товаров и услуг
- способствует улучшению социального положения общества
- способствует решению экологических проблем
|